Каждый пилот, затягивающийся на буксировке клуба “Торнадо”,
обязан изучить и соблюдать нижеследующие
“ПРАВИЛА СВОБОДНЫХ БУКСИРОВОЧНЫХ ПОЛЕТОВ”

Редакция 3.0 от 06.12.2017

Утверждена общим собранием

КРОО Экстрим-клуб «Торнадо»

06.12.2017

1. Общие положения

Настоящие Правила определяют порядок для пилотов-участников свободных буксировочных полетов на параплане с использованием буксировочной системы типа «Малинка».

Организатором буксировочных полетов является КРОО Экстрим-клуб «Торнадо», непосредственным исполнителем, получающим оплату, является ИП Мирошник Виталий Юрьевич.

Участник полетов должен ознакомиться с настоящими правилами и обязуется их выполнять.

За невыполнение настоящих Правил пилот может быть отстранен от полетов на буксировке Клуба.

Буксировочная команда всегда принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности буксировочного полета, но:

Ответственность за безопасность полета лежит на пилоте!

2. Информация о полетах

Информация о времени и месте проведения буксировочных полетов Клуба выкладывается на сайте www.tornado.kursk.ru и группе ВКонтакте www.vk.com/kurskparaplan

3. Проезд на полеты

На сайте Клуба имеются подробные схемы проезда в летные места, при самостоятельном проезде к месту полетов необходимо заранее их изучить. Информация по телефону, как проехать к месту полетов, не предоставляется.

Пилоты могут воспользоваться транспортом Клуба для проезда на полеты. Стоимость проезда в обе стороны указана на сайте в описании каждого летного места. Транспорт Клуба выезжает обратно по завершению всех полетов, заранее это время неизвестно.

Маршрутным пилотам не рекомендуется выезжать на полеты своим транспортом, т.к. потом возникают сложности либо с возвратом пилота к месту старта, либо с вывозом транспорта обратно в город.

4. Требования к участнику

К участию буксировочных полетах в клубе «Торнадо» допускаются пилоты, умеющие полностью самостоятельно, без какой-либо помощи инструкторов, готовить снаряжение полету, стартовать, рулить на трос в процессе затяжки, заходить на посадку и садится.

При наличии сомнений в опыте пилота, достаточном для самостоятельных полетов, РП (руководитель полетов) клуба вправе потребовать от пилота продемонстрировать подъем параплана с последующим его удержанием (либо пробежкой с поднятым парапланом в слабый ветер или штиль).

Решение о допуске пилота к буксировке принимается РП и обжалованию не подлежит.

5. Требование к снаряжению

К буксировочным полетам допускаются пилоты, имеющие параплан, подвесную систему с протектором, запасной парашют, шлем, замок отцепки.

Радиостанция на частоте 433.600 МГц является обязательной при маршрутных или термических полетах в воздушном пространстве класса «С» и желательной при полетах в ВП класса «G». Перечень летных мест по классу ВП приведен в Приложении 1.

При отсутствии какого-либо элемента снаряжения, пилот может арендовать данное снаряжение в Клубе. О необходимости аренды следует предупредить до выезда на полеты.

При обнаружении снаряжения явно небезопасного для буксировочных полетов (подвески с порывами силовых элементов; парапланы продувающиеся, с потянутым строплением, склонные к попаданию в задние режимы в полете и т.п.) РП имеет права отстранить от полетов пилота с таким снаряжением.

6. Лайвтреккинг и телефонная связь

Для повышения безопасности маршрутных полетов в Клубе используется Лайвтреккинг на базе Airtribune. Треккинг позволяет отслеживать положение пилота в реальном времени и упростить поисковые работы в случае летного происшествия.

Настоятельно рекомендуется всем маршрутным пилотам зарегистрироваться на сайте airtribune.com в эвенте, предназначенном для лайвтреккинга полетов в Клубе «Торнадо» и иметь мобильный телефон с установленным приложением Airtribune.

Пилоту следует проверять до полетов, чтобы телефон был заряжен, на нем работала передача данных и была выполнена операция “check-in” на эвенте Клуба.

По всем вопросам использование треккинга просьба обращаться к представителям Клуба до выезда на полеты.

Для связи с руководителем полетов клуба используется стартовый телефон +7-910-316-06-06. Данный телефон работает только во время проведения полетов. По этому телефону можно получить оперативную информацию о фактической погоде, очереди на старте, ограничениях в использовании ВП.

По стартовому телефону не предоставляется информация как проехать к летному месту.

7. Радио Связь на полетах

Рабочая частота Клуба 433.600 МГц.

При маршрутных или термических (набор высоты после отцепки) полетах в ВП «С» пилот обязан прослушивать эту частоту во время всего полета.

На частоте Клуба допускаются как переговоры с буксировочной командой, так и между пилотами. Переговоры между пилотами не должны мешать работе буксировочной команды. С момента подачи выпускающим команды на протяжку, до момента подтверждения им успешного влета переговоры на частоте Клуба не допускаются. По требованию РП или выпускающего переговоры должны быть немедленно прекращены.

В переговорах с другими пилотами запрещено использовать слова «Стоп», «Сброс», «Достаточно», «Добавь», «Уменьши», «Обрыв», «Бросай» т.к. эти слова могут быть восприняты как команда оператору буксировочной системы или пилоту на затяжке.

При передаче информации по рации необходимо говорить максимально кратко. Выход на передачу более 30 секунд не допускается.

После слова «Прием» необходимо сразу же отпустить кнопку передачи.

8. Очередность полетов

Полеты на буксировке Клуба проводятся в порядке общей очереди среди пилотов Клуба, учеников и свободных пилотов.

При наличии тандемов Клуба их старт производится через одного, т.е. тандем-одиночка-тандем-одиночка.

По прибытии на место старта при наличии очереди, пилоту необходимо записаться у РП. Если очередь отсутствует, пилот может стартовать по готовности.

При наличии очереди, к моменту подхода своей очереди пилот должен находится на поле с полностью готовым к старту (подвеска и шлем застегнуты, параплан расправлен и пристегнут, приборы включены и проверены) с рядами в руках, чтобы выпускающий мог сразу прицепить трос и дать команду на протяжку.

Если к моменту подхода своей очереди у пилота что-то не готово к старту, то он отправляется ожидать в конец очереди.

9. Оплата затяжки

Оплата затяжки производится РП до полета!

10. Подготовка к старту

При маршрутном полете пилот должен уточнить у РП возможные ограничения по использованию воздушного пространства до старта!

  • Подготовить параплан к полету. Разложить против ветра, распутать стропы, убедиться, что стропы А-рядов находятся сверху, ряды не перекручены, клеваны не продеты и не обернуты вокруг рядов.
  • Проконтролировать застежку всех замков подвесной системы.
  • Проконтролировать включение и инициализацию приборов.
  • Проверить работоспособность радиостанции.
  • Взять в руки А-ряды параплана.
  • Ожидать прицепки троса выпускающим.
  • Сообщить выпускающему, кто летит, на каком параплане, сказать выпускающему желаемое значение тяги в килограммах с точностью до 10 кг.
  • Проконтролировать отсутствие помех возле троса, в т.ч. приближающихся автомобилей, могущих помешать затяжке. В случае наличия помех сообщить выпускающему.
  • Проконтролировать направление и силу ветра.
  • При благоприятных условиях для старта подтвердить свою готовность к протяжке, при неблагоприятных сообщить, что ждем и указать причину ожидания.
  • При протяжке отклониться назад и держать натяжение троса.
  • После получения от водителя подтверждения – «Есть протяжка», по готовности к взлету, сообщить выпускающему команду: «Поехали».

11. Старт

При старте на буксировке Клуба используется передний (прямой) старт. Использование заднего (обратного) старта возможно, но не рекомендуется. При заднем старте регламент работы буксировочной команды меняться не будет!

  • Почувствовав увеличение тяги на тросе, сразу начать движение и подъем параплана, не дожидаясь увеличения тяги до номинала.
  • Контролировать вывод крыла, бросать А-ряды только после полного выхода параплана. Компенсировать крены клевантами только после полного вывода крыла, до этого компенсировать только подбеганием.
  • В случае нештатной ситуации крикнуть выпускающему команду «Стоп, Стоп, Стоп», при необходимости произвести отцепку от троса.
  • Не садится в подвесную систему после отрыва от земли, быть готовым бежать в случае просадки.

12. Затяжка и отцепка

  • После набора 10-15 метров высоты, убедиться в штатном режиме затяжки, после чего можно сесть в подвесную систему.
  • В процессе затяжки постоянно визуально контролировать положение крыла относительно троса (крыло перпендикулярно тросу).
  • Не допускается отклонение от направления троса более 45 градусов, в
  • При необходимости увеличения или уменьшения тяги использовать команды по рации «Добавь десять», или «Уменьши десять».
  • Отцепляться можно в любой момент затяжки, когда трос после отцепки не упадет на препятствия.
  • Остановка буксировочной машины, а так же ее движение назад не является командой для отцепки.
  • Разрешается отцепляться под тягой.
  • При желании отцепиться без тяги дать водителю команду: «Достаточно, достаточно».
  • При получении по рации команды на отцепку от оператора или выпускающего, пилот должен немедленно отцепится. В этом случае затяжка считается не состоявшейся, и пилот получает право на внеочередную затяжку.
  • При самостоятельной, без команды, отцепке пилота на любой высоте затяжка считается состоявшейся.

13. Действия при обрыве троса

Компенсировать клевок.

При малой высоте обрыва:

  • Трос не отцеплять, произвести посадку.
  • После посадки сообщить по рации: «Обрыв троса».

При высоте не требующей немедленного захода на посадку:

  • Сообщить по рации: «Обрыв троса».
  • Взять трос в руку, отцепить его от отцепки, продолжая удерживать в руке снижаться змейкой против ветра, исключая зацеп троса за препятствие.
  • По возможности полететь в направлении старта, так чтобы трос пересек буксировочную дорогу и желательно старт.
  • Если позволяет высота, то протащить трос через старт до получения команды выпускающего «Бросай».
  • Если высоты для протаскивания троса через старт недостаточно, то сбросить трос так, чтобы он гарантировано пересек буксировочную дорогу.

Пилот несет полную материальную ответственность в размере стоимости нового троса, если после обрыва трос будет потерян!

14. Полет

При полетах в зоне старта пилот на затяжке имеет преимущество! Свободный пилот обязан следить за положением буксировочного троса затягивающегося пилота и не создавать ему помех.

Запрещается пролетать под тросом!

Направление термической спирали задает пилот, первым нашедший термик.

Пилотаж в зоне старта на высотах менее 100 метров запрещен.

При маршрутном или термическом полете в зоне «С» при изменении воздушной обстановки, РП оповестит об этом по рации всех пилотов, сообщая, что необходимо сделать ­­– скорректировать маршрут полета или произвести посадку. Данная команда обязательна к выполнению. При необходимости посадки пилот обязан применить методы быстрого снижения.

15. Посадка

Посадка в зоне старта должна производится так, чтобы не мешать готовящимся к старту пилотам.

Стартующий на буксировке пилот имеет преимущество перед заходящим на посадку в штатном режиме.

Запрещается посадка на линию троса или ближе 50 м к линии троса.

Запрещается посадка в сельскохозяйственные культуры! Используйте для посадки дорогу (кроме линии троса).

16. Подбор

Подбор маршрутных пилотов Клубом организуется по возможности и не может быть гарантирован.

Подбор может быть платным. Об этом пилот будет предупрежден до выезда подбора.

Для подбора пилот должен сообщить в виде СМС на стартовый телефон +79103160606 координату своего места посадки в формате градусы доли градуса (DD.DDDDD). Координаты в иных форматах не рассматриваются. В СМС должно быть указано, кто является отправителем.

Если после отправки координаты пилот изменил свое положение, то необходимо еще раз отправить координату нового места.

Если после отправки координаты, пилот подобрался самостоятельно, то он обязан сообщить об этом на старт!

Подбор осуществляется только пилотов, имеющих рацию и мобильный телефон. Рация должна быть включена до приезда подбора.

Подбор может ехать как на старт, если полеты еще продолжаются, так и в Курск, если полеты закончились. Специальный завоз пилотов на старт для возврата их личного автотранспорта не производится.

Пилотам рекомендуется выйти на асфальт для облегчения подбора. Не всегда машина подбора может проехать по грунтовым дорогам. В Курской области нет мест, где идти до асфальта более 5 км.

Используйте автостоп и общественный транспорт. До Курска так добираться гораздо быстрее, чем ждать подбор, особенно если вы улетели далеко.

Треккер Airtribune должен оставаться включенным для момента возврата на старт или в город! Не выключайте треккер после посадки в подбор.

Если пилот приехал на старт на собственном транспорте и хочет иметь дополнительную возможность подбора (РП отправит имеющегося на старте свободного человека) то ключи от машины необходимо оставить в замке зажигания или в бардачке машины.

Приложение 1. Список летных мест

В воздушном пространстве класса «C» находятся следующие буксировочные дороги: Рышково, Шумаково, Полевая, Кизилово, Пименово, Гремячка. Дороги Хмелевое и Игишево при высоте свыше 700 м MSL.

В воздушном пространстве класса «G» находятся следующие буксировочные дороги: Тим, Репец, Огневка, Муравка, Ефремовка, Черемисиново. Дороги Хмелевое и Игишево при высотах до 700 м MSL.